Парамаханса Йогананда
Почему простого человека ужасает физическая смерть
Сохранять непрерывность сознавания Бога даже в ходе наиболее важного события — ухода с земли — может только очень опытный йог. Когда «канарейка» (простой верующий) попадает в лапы «кошки» (приближающейся смерти), она забывает о своих божественных трелях и пищит от ужаса. Поэтому нужно настолько углубить экстаз божественного единения, чтобы никакие мирские искушения или страх смерти не похитили память о священном присутствии Бога. Великие учителя могут общаться с Создателем даже в весьма болезненном состоянии смерти.
Господь порой очень скрупулезно проверяет Своих детей. Во время агонии на кресте Иисусу на миг показалось, что Бог ускользает от него, поэтому он взмолился: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27:46). Другие полностью просветленные учителя тоже сталкивались с подобными испытаниями в момент смерти, но, как и Христос, выходили из них победителями.
В центре сознания обычного человека является тело. Телесное непостоянство непрерывно создает проблемы. Чтобы перенести свое внимание с физической оболочки на Бога, нужно заниматься медитацией. Йога не волнует судьба его тела, ибо он ощущает присутствие Господа внутри и снаружи. Человек, чьи тело, ум и душа пронизаны Богом, не боится даже самых мучительных страданий и приближения смерти. Испытывая ни с чем не сравнимую божественную радость, адепт йоги забывает о боли.
Люди обычно живут как придется, не задумываясь о смысле своего существования. Они не понимают, что жизнь представляет собой тренировочный лагерь для духовных воинов, в котором они должны так закалить свои тело, ум и эмоции, чтобы у них хватило сил одержать окончательную победу в сражении со смертью — в битве, которая состоится в последний день их временного пребывания на земле.
Из-за отсутствия должного понимания простой человек подходит к смерти неподготовленным. Смерть — это время, когда душа (ее эгоистичное сознание) постепенно переходит в астральное и каузальное тело. Тусклый человеческий ум приводят в беспокойство просыпающиеся воспоминания о всевозможных сражениях (имевших место в нынешней жизни в прошлых воплощениях) хорошей кармы с плохой. Потом человек осознаёт, что смерть неизбежно разлучит его душу (заключенную в астральную и каузальную оболочки) с физическим телом. Эго с ужасом понимает, что с приходом смерти такой привычный инструмент, как тело, становится неподвижным и бесчувственным. Лишившись мозга и органов чувств, эго, привыкшее думать и чувствовать с их помощью, не знает, что делать.
Эго начинает бороться со смертью. Пока сохраняется жажда физического существования, оно упорно не хочет покидать головной и спинной мозг, даже если тело неподвижно и бездыханно. И все же, потерпев неудачу в попытках поднять на ноги парализованное смертью тело, эго переходит в астральную оболочку и астральный мир, где оно либо спит, либо ведет сознательную жизнь.
Через некоторое время эго начинают беспокоить подсознательные материальные желания и тяга к самовыражению посредством физических инструментов. В соответствии с желаниями и природой развоплощенного эго космический закон кармы отправляет душу на землю, где она становится ребенком подходящих (по кармическим параметрам) родителей.
Во время совокупления будущие родители неосознанно излучают в направлении сперматозоида и яйцеклетки астральный свет суммарного положительно-отрицательного тока копчиковой области. Соединение материнской яйцеклетки со сперматозоидом, заряженным генетическим и кармическим потенциалом отца, сопровождается вспышкой астрального света, которая привлекает развоплощенное эго со сходной структурой кармы и служит ему маяком на пути в гавань первой клетки его новой жизни.
При жизни йог готовится к победе над смертью
На протяжении жизни йог прилежно тренируется, практикуя непривязанность к объектам чувств и гармонично соединяя эго с душой посредством отключения ума и энергии жизни от чувств. Тем самым он обретает способность сознательно уводить эго из материального мира. С помощью сенсорно-двигательной релаксации адепт йоги учится переключать эго, энергию жизни и ум с физического тела на внутренние органы и позвоночник. Сознательное расслабление позволяет провести эго, энергию жизни и ум через семь цереброспинальных центров и соединить с блаженством души. В конце концов, душа йога (освобожденная от эго, телесного сознания, энергии жизни, астрального и каузального тел) воссоединяется с Духом.
Таким образом, йог, избавившийся от всех материальных желаний и способный сознательно слиться душой с Богом, в смертный час не переживает характерной для простых людей агонии (физической и психической) или борьбы жажды жизни со смертью. Отсидев в тюрьме тела кармический срок, он с радостью выходит на волю. Полностью освобожденный адепт йоги не вернется в этот мир (если только его не попросит об этом Бог), ибо он усвоил все преподанные ему на земле уроки.
«Те, кто видят Меня в Адхибхуте (физических проявлениях), Адхидайве (астральном мире) и Адхияджне (духовной энергии), — те, сердцем соединенные с душой, продолжают осознавать Меня даже во время смерти» (Бхагавад Гита 7:30)
Как йог проходит через смерть
«Тот входит в мое Бытие, кто во время кончины, оставляя тело, думает только обо Мне. Это несомненная истина» (Бхагавад Гита 8:5)
Йог, занимавшийся на протяжении жизни медитацией, может общаться с Богом в любое время — даже в критический час смерти. Мысли человека в последний момент жизни определяют его дальнейший статус.
Когда истинный йог, исполнив свою роль в драме сновидения жизни, покидает земную сцену, его ум сосредоточен исключительно на духовном блаженстве, а сердце свободно от всех мирских желаний.
После смерти закон кармы не принуждает адепта йоги возвращаться на землю — если тот при жизни научился отключать сознание и энергию жизни от тела, может, сознательно входя в бездыханное состояние, поддерживать существование тела энергией жизни, исходящей от Бога, не привязан к телу и объектам чувств и если у него нет личных желаний и его свободный от эгоистичных предпочтений ум знает лишь божественную радость и любовь к Создателю. Такой йог, несомненно, получает освобождение и погружается в Божественное Бытие. Ему больше не нужно воплощаться на земле для исполнения неудовлетворенных желаний, ибо таких желаний у него нет.
Йог, чей обузданный и не привязанный к феноменальному миру ум погружен в Господа, в момент смерти не думает ни о чем, кроме Бога. В соответствии с законом кармы действия такого человека автоматически приводят к Боговедению. Тот, кто избавил свою жизнь от дисгармонии и привык пребывать в йогическом экстазе, после смерти остается в состоянии божественного единения. В течение жизни такой йог смотрит на свое тело как на сон Бога, а когда смерть рас соединяет атомы его тела, он пробуждается для вечного бодрствования в Блаженстве.
«О сын Кунти (Арджуна), та взлелеянная мысль, с которой умирающий человек оставляет тело, определяет дальнейшее состояние его бытия » (Бхагавад Гита 8:6)
Вся человеческая жизнь является подготовкой к последнему экзамену: уходу из этого мира. Когда человек внезапно оказывается на пороге смерти, перед его внутренним взором мгновенно проносятся все мысли, желания и привычки прошедшей жизни. Им быстро овладевает какое-либо ощущение или желание, природа которого соответствует характеру его существования. Он может чувствовать вину за свои дурные поступки, или радоваться, что делал добро, или думать о мирском — если вел материалистичный образ жизни. Что бы он ни чувствовал, это будет причиной, которая приведет его в определенную часть астрального мира, а затем создаст соответствующие условия для нового воплощения на земле. «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он» (Притч 23:7).
Мысли и эмоции, характерные для человека во время его пребывания на земле, являются наиболее важным аргументом, который будет принят во внимание в «судный день». Последняя мысль как следствие всей жизни становится неотвратимым приговором, возвещающим, подобно звуку «трубы Гавриила» о следующем местожительстве человека.
Труба Гавриила
«Труба Гавриила» — это Космический Звук Аум, выводящий человека из тела во время смерти. Будучи хранилищем всех матриц созидания, Звук Аум в момент ухода из тела предоставляет каждому человеку план нового существования, созданный им самим. Люди, чья жизнь была бездумной, механической или порочной, не понимают, что в последний день сами вынесут себе приговор, который им и объявит Гавриилова труба объявит. Если человек устал от материалистичной жизни и дурных привычек, зачем ему продолжать жить в том же духе до самого конца, а после смерти вновь попадать в невыносимые условия? Всем надо постараться жить праведно, чтобы в итоге не испытывать чувства вины и не рождаться вновь среди грешников.
Практикуя непривязанность, йог избавляется от всех личных предпочтений и желаний и сознательно погружается в экстаз Звука Аум, представляющего во Вселенной Бога. С наступлением смерти труба Гавриила (проявление Космического Звука Аум) возносит адепта йоги в трансцендентные божественные сферы. Лахири Махасая с помощью Звука Аум ушел в Бесконечность, а через день после такой «смерти» воскрес в физическом теле (См. «Автобиографию йога», конец тридцать шестой главы).
Освобождение получают те богоискатели, которые при поддержке Космического Звука могут проявить в себе Сознание Христа/Кутастхи, сбросив с себя три ненужных тела (физическое, астральное и каузальное). Сознание Христа/Кутастхи есть «первенец из мертвых», первый опыт вездесущности освобожденного существа, которое приходит к Отцу (Космическому Сознанию) («Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез меня» Ин 14:6). В таком состоянии освобожденный знает, что божественные мысли являются матрицей Вселенной, и может материализовать мысль: придать ей форму своего прежнего или же любого иного тела. Или он может остаться погруженным в Бесформенный Абсолют, в блаженство Трансцендентного Духа.
«Поэтому помни Меня всегда и вступи в бой активности! Посвяти Мне свой ум и понимание! Так ты, без сомнения, придешь ко Мне» (Бхагавад Гита 8:7)
Кришна говорит: «О ученик, весь мир — Мое сновидение. Смотри на свое тело и на сражение повседневной деятельности как на сон, навеянный Моим Космическим Сознанием. Если ты не позволишь земной драме выводить из равновесия твой ум с сенсорными органами и интеллект (столь часто уступающий волнениям сердца) и направишь их внимание на Мой Благословенный Луч, проецирующий все образы, тебе нечего бояться. Несомненно, ты войдешь в Мое трансцендентное состояние вечного бодрствования».
Мудрец настолько глубоко погружается в медитативное блаженство крийя-йоги, что не забывает о нем даже во время сражения с повседневными делами, в котором вынуждены участвовать его ум и интеллект. Если йог может действовать, полностью погрузившись сознанием в Бога, то в момент смерти он окончательно воссоединится с Всевышним.
«Тот достигает Верховного Лучезарного Господа, о Партха (Арджуна), чей ум, укрепленный йогой, неподвижно сосредоточен на мыслях о Нем» (Бхагавад Гита 8:8)
Кришна советует Арджуне духовно готовиться на протяжении жизни к смерти, чтобы, подобно великим йогам, поместить свое божественное сознание в неописуемое присутствие Бога. Кришна рекомендует своему ученику заниматься такой техникой управления дыханием, как пранаяма (Крийя-йога), и учиться отключать поток энергии жизни от пяти чувств, чтобы избавить ум от беспокойства и воссоединить ум и энергию жизни с душой, а душу — с лучистым Светом Духа.
Дабы во время медитации ум не отклонялся от божественного экстаза в сторону мыслей и материальных ощущений, необходимо придерживаться такой правильной медитативной техники, как Крийя-йога. Когда Крийя-йог отключает энергию жизни от пяти «телефонных линий» чувств, ощущения и мысли автоматически покидают его сознание. Тогда освобожденный от беспокойств ум притягивается к блаженной душе и ее вечному общению с Духом.
«Во время смерти йог достигает Верховного Лучезарного Господа, если силой йоги и любви полностью сосредоточит свою энергию жизни в межбровье (месте духовного ока) и непоколебимо утвердит ум на Существе, которое сияет, как солнце, вне иллюзии и тьмы — на Том, чья форма не представима, Кто меньше мельчайшего атома, Кто поддерживает все, на Великом Правителе, вечном и всеведущем» (Бхагавад Гита 8:9-10)
Эти стихи указывают на три качества, обеспечивающих перемещение йога из физического тела к Божественной Сущности: (1) божественная любовь, (2) овладение царственным учением Крийя-йоги, позволяющим погрузить, с помощью «духовного ока» межбровья, сознание в Бесконечность, (3) полный контроль над умом (обретенный благодаря постоянству в йоге) и способность во время смерти (час которой истинному йогу точно известен) прочно сосредоточить мысли на Господе.
Бог как Свет
В этих стихах Бог дважды сравнивается со светом («Верховный Лучезарный Господь» и «Существо, которое сияет, как солнце»), и это указывает на определенную технику йоги. Таким сопоставлением Кришна хотел подчеркнуть, что адепт йоги видит Господа как Свет.
Великие йоги во время медитации выводят свое эго, энергию жизни (прану) и сознание из физического тела в безбрежную область, равномерно заполненную светом. Это сияние, сравнимое со светом тысячи солнц, переливается всегда новым многоцветием лучей, испускаемых неописуемо расширившимся сферическим источником.
Для расположенного в межбровье духовного ока характерно сферические видение. В медитации наблюдаемая сфера постепенно расширяется — пока йог не увидит, что оказался в несравненном лучистом мире Блаженства и Вездесущности.
Увидев сущность Звука Аум — Космический Свет, — освобожденный йог выходит за пределы сферы иллюзорной относительности. Он постигает трансцендентного Господа, пребывающего вне временных снов космической материи и мириада ее составляющих: клеток, молекул, атомов, электронов, протонов, жизнетронов (праны) и мыслетронов (первоэлементов материи).
Астральный и каузальный миры
В трансцендентном состоянии Бог видит во сне каузальный, астральный и физический космос. Физический мир — вечная пустота, в которой парят острова-вселенные — окружен ореолом лучистой энергии, уходящей в более обширную астральную сферу. Астральный космос превосходит физический: он не только пронизывает мир феноменов, но и выходит за его пределы. Астральная Вселенная заполнена многочисленными светящимися галактиками разной плотности, в которых солнечные и звездные системы бороздят просторы вечности.
Еще более велик каузальный космос. Он содержит в себе бесчисленные галактические системы, солнца и планеты которых не только покрывают область физического и астрального космоса, но и уходят далеко за пределы их ограниченных сфер. Каузальную Вселенную называют «утробой мира». В ней созидательные энергии Сознания Бога и самых возвышенных существ объективируют миры интуитивными силами: придают божественным мыслям осязаемый вид.
Чистая духовная интуиция позволяет совершенному йогу смотреть на физический космос и на населяющих его существ как на космический сон Бога. Адепт йоги может также проецировать сознание в астральный мир и наблюдать там за множеством переливающихся всеми цветами радуги прекрасных островов-вселенных и эфирных существ. Возвышенные Мастера способны поднимать свое сознание и до тончайшей каузальной сферы, где в вечных бескрайних небесах Духа пребывает Его диадема, состоящая из самоцветов-галактик, в которых удивительные существа взаимодействуют с поразительными мыслеформами.
Йог, добившийся полного контроля над своим сознанием, может наблюдать за физическим, астральным и каузальным мирами или подняться в трансцендентную область Бога. Он способен воспринимать одну часть Сознания Господа как трансцендентный вечный покой, а другую — как рябь космических снов (феноменальный мир). Изначальной причиной всех, грубых и тонких, энергий призрачного космоса является блаженное Сознание всеведущего Бога, обеспечивающего существование всего сотворенного Им. Проявления Божества очевидны в космическом сновидении, но Сам Всевышний остается скрытым.
Смерть: уход через духовное око
Кришна говорит, что для возвращения к Создателю йог должен сосредоточить всю свою энергию жизни в духовном оке. Именно об этом местопребывании всеведения сказано в Библии: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками... И дам ему звезду утреннюю» (Откр 2:26,28). Так, Иисус уверяет Иоанна, что те, кто будет верен Богу «до конца», будут вознаграждены. «Утренняя звезда» или «звезда Востока» – это локализованное в передней части головы («на востоке») духовное око центра Христа (Кутастхи), микрокосм созидательного Света и Сознания Бога. Благодаря духовному оку адепт йоги овладевает энергиями («язычниками») физического, астрального и каузального тел и вступает в сферу Духа.
Во время смерти астральная оболочка человека покидает физическое тело через отверстие духовного ока. Без своего астрального двойника органы чувств и мириады клеток человеческого организма теряют силу. Они умирают и возвращаются к своему естественному состоянию — в «прах» («Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах» Еккл 3:20). Йог видит, как силы астрального тела проходят через семь «врат» (сплетений) позвоночного тоннеля и мозга и входят в астральную оболочку.
Обычный человек при время жизни не пользуется своим духовным оком, поэтому в процессе смерти он не видит, как астральное тело проходит через «врата» сплетений. Если потерявшего сознание перевозят в другое место, он не сознаёт этапов своего путешествия. Аналогично, обыватель, умирая, не видит, как энергия жизни освобождается от его бренной физической оболочки и проявляется в астральной форме.
С наступлением смерти непривычные переживания — потеря возможности двигаться и воспринимать мир посредством физических органов чувств — наполняют человека ужасом. Затем им овладевает сонливость, и он на некоторое время погружается в состояние спокойного сна, в котором отдыхает от тяжелых испытаний жизни. Проснувшись, «умерший» обнаруживает, что находится в астральном теле, сотканном из света. Поглощенный созерцанием невиданной красоты астрального мира, он забывает о прежнем физическом опыте. Однако великие йоги вполне сознательно наблюдают за различными феноменами смерти через духовное око.
Проблески восприятия величия и радости перехода из физического тела на астральные небеса доступны даже тем людям, чьи души лишь частично пробуждены хорошей кармой. Адепт йоги видит, как его энергия жизни, покидая клетки, нервы, органы и спинной мозг, входит в астральное тело, парящее над бездыханным трупом.
Йог, который при жизни и во время смерти отвлекает энергию жизни от чувств и сосредоточивается на духовном оке, пребывает в радостном состоянии бездыханности. Он с восторгом наблюдает, как покидающая бесчисленные клетки прана по винтовой лестнице кундалини преодолевает позвоночный тоннель и через расположенное в межбровье единое око выходит в астральное тело.
На полпути от физического плана к астральному, йога охватывает радость. Он видит двойное великолепие, два мира. Он словно стоит на узкой дамбе, а слева и справа от него — озера астральной и физической сфер. Благодаря медитации на сферическое око интуиции шкала восприятия адепта йоги расширяется, и он в конце концов обретает способность видеть вездесущность Бога в мире и вне его.
Сбросив физическое тело, йог остается «одетым» в астральную и каузальную оболочку. Продолжая медитировать на духовное око, он проводит астральную энергию жизни и сознание вверх по тройному тоннелю астрального позвоночника и далее — через духовное око, в каузальное тело.
Каузальное тело содержит в себе мысленные зародыши физического и астрального тел. Когда в глубоком экстазе йог избавляется от старых мыслей и иллюзий, которые приковывали его к низшим телесным оболочкам, его душа выходит через семь сплетений каузального тела в трансцендентный мир.